Образ святой великомученицы Варвары

Наряду с почитанием Тихвинской иконы Богоматери, в Спасо-Преображенском монастыре почитается икона святой великомученицы Варвары, как и сама святая.

При императоре Максимиане в IV в. в городе Илиополе жил богатый язычник по имени Диоскор. Как зеницу ока хранил он свою единственную дочь Варвару, затворив её в башне. В своём затворе Варвара, рассматривая красоту поднебесную, «от твари Творца познать научилась». И загорелся в сердце Варвары огонь любви Божественной.Многие богатые и знатные юноши сватались к ней, но Варвара всем отказывала, огорчая отца, желавшего для неё всех благ земных. Наконец, полагая, что общение с людьми изменит характер дочери, он разрешил ей выходить из башни. Варвара познакомилась с христианами, которые ей открыли Имя Господа Иисуса Христа, и девушка приняла Святое Крещение. Когда она утвердилась в своей вере, разгневанный Диоскор хотел тотчас убить её мечом, но Господь помог Варваре сокрыться в расселине скалы. Озверевший отец нашёл её лишь на следующий день, мучил несколько дней и затем выдал как христианку правителю города Мартиану. Когда Варвара отказалась принести жертвы идолам, она была предана тяжким телесным и нравственным пыткам. Ни обнажение тела, ни бичевание не поколебали её. В полночь, во время слёзной молитвы, озарил её свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо я с тобой».

Наутро мучения Варвары продолжились, её вновь подвергли пыткам, но она устремилась духом к Богу, и Господь укрепил её силы на самое твёрдое исповедничество. Для большего издевательства было приказано водить девушку по городу без одежды, но и здесь Господь сотворил чудо: Ангел окутал святую неземным светом, как бы одеждою.

Варвара была усечена руками своего немилосердного отца. Диоскора и правителя Мартиана в тот же день постигла кара Божия: оба погибли, убитые молнией.

Почитание великомученицы распространилось по многим странам. После принятия христианства на Руси устанавливается почитание этой святой, а в Киев из Греции переносят ее святые мощи.

Как и Тихвинская икона Богородицы, икона святой Варвары принесена в Спасский монастырь Рославля уже названным выше юродивым. До революции икона почиталась богомольцами и была украшена серебряным окладом. Вот как об этом нам сообщает «Книга для главной описи церковного имущества» по Преображенскому монастырю: «По левую сторону дверей, ведущих из трапезной церкви в настоящую, в позлащенном, с резными украшениями киоте, образ великомученицы Варвары, с изображением чудес ее, вся икона в серебряной позлащенной ризе, в коей весу 5 фунтов 12 золотников».

Позднее, вместе с Тихвинской иконой, икона святой Варвары была перенесена на новое место. В 1897 г. она также упоминается установленной в храме, но за левым клиросом.

После закрытия монастыря икона святой Варвары исчезла. Но память о ней сохранилась. Во вновь открытом Преображенском соборе была помещена за левым клиросом икона, написанная на полотне, переданная впоследствии в один из храмов Рославльского благочиния, а на её место написана новая икона святой великомученицы, которая не меньше древней почитается народом.

Возле монастыря проходит Московско-Варшавское шоссе, открытое в 1850 г. Путешествующие люди имеют возможность зайти в храм и помолиться перед чтимым образом великомученицы, прося помощи в дороге и охраны от внезапной болезни и смерти в пути. К ней обращаются богомольцы, прося святую быть ходатайцей перед Господом о христианской кончине. Не иссякает поток людей, прибегающих к молитвенной помощи святой, и их чистые сердца наполняются духовной радостью.