Смоленские епархиальные ведомости, 1897 год

Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен на краю города Рославля на левом высоком берегу реки Становки. Эта река отделяет монастырь от города. В настоящее время монастырь окружен домами некоторых Рославльских граждан и домами крестьян подмонастырской слободы Лабыревки. У западной стороны монастырской ограды пролегает Московско-Варшавская шоссейная дорога.

Краткие исторические сведения о монастыре

О времени основания монастыря у жителей города Рославля существовало такое предание, приводимое в памятной книжке Смоленской губернии за 1858 год: «У одного из Рославльских воевод был кухарь Илья любимец, который завещал похоронить его на левом берегу реки Становой, на взгорье, — собранное же им имущество поделить на две части: на одну выстроить на том взгорье церковь во имя его Ангела, а другую на память души раздать старикам, родственникам его. Завещание кухаря воеводою было выполнено, а старики, облагодетельствованные покойным, поселились вблизи могилы своего благодетеля, где была уже выстроена деревянная церковь во имя святого Ильи, и это было основанием существующего в настоящее время монастыря».

Из этого предания можно с вероятностью допустить только существование в Рославле когда-то упоминаемого в этом предании богача, княжеского повара-кухаря, так как в актах с 1699 года мы встречаемся еще с наименованием одного селения Кухарева, находящегося в пяти верстах от Рославля. Название этого селения могло также произойти от названия этого княжеского кухаря, которому могло принадлежать это селение.

В истории первый раз упоминается о Рославльском монастыре в 1611 году, когда поляки, по взятии города Рославля, разорили Рославльский монастырь. На основании этого известия, автор «истории русской иерархии» предполагает, что Рославльский монастырь был основан гораздо раньше 1611 года, так как в этот год разорения его поляками он представляется до некоторой степени благоустроенным.

По свидетельству пр. Филарета (в его Истории Русской Церкви, часть 3, с. 173), Рославльский монастырь существовал еще до 1560 года. В царствование Михаила Федоровича в 1632 году, после заключения мира с Польшей, когда Рос-лавль снова возвращен был Москве, Рославльский монастырь был возобновлен после разорения его поляками. Была построена одноглавая деревянная церковь в память Преображения Господня; у входных монастырских ворот была также построена деревянная колокольня; вновь были восстановлены братские и настоятельские кельи; а также весь монастырь был обнесен деревянной оградой, которая в окружности простиралась на 48 сажен и 1 аршин.

С устроением монастыря к нему проявляли иногда внимание некоторые благодетели, которые завещали монастырю часть пахотных земель. Монастырю давались также и жалованные грамоты, которыми за монастырем закреплялись обширные пустоши в Любовне и в подмонастырской слободе. Благодаря всему этому, монастырь приобрел и земельные угодья. В 1682 году посадские Рославльские люди в челобитной, поданной правительству, оспаривали наравне с другими землями также и у Спасского Рославльского монастыря часть посадской земли, которой будто бы незаконно завладел и Спасский монастырь. «Да, Спасскому монастырю, жаловались они, отошло их посадской земли 5 волок да 30 моргов пахотных и сенокосных». Но в этой жалобе посадским было отказано, так как по сыскам и крепостям те земли явились исстари того монастыря.

Вначале монастырь не имел крестьян, но с течением времени на его земле поселилось несколько крестьян, которые по первой и второй ревизии были закреплены за монастырем. В год отчисления вотчинных монастырских крестьян в ведение коллегии государственной экономии (в 1764 году) таковых крестьян в Рославльском монастыре числилось 85 душ. По отчислении крестьян от монастыря, сам монастырь был сделан заштатным. С этого времени Рославльский монастырь должен был существовать на свои собственные средства. При монастыре в это время числилось под его постройками и пашней земли 7 десятин 902 сажени, как это значится и по генеральному плану.

С этого же времени, когда монастырь сделался заштатным, он постепенно начал приходить в упадок. Более подробных сведений об этом времени не сохранилось. Известно только, что в это время монастырь управлялся игуменами. Из имен игуменов сохранилось только имя Иллариона Литяги, который несомненно пользовался в то время большим уважением. Так, например, епископ Парфений в 1772 году поручил этому игумену Рославльского Спасского монастыря совершить освящение вновь устроенного в городе Рославле Никольского храма.

Илларион Литяга известен также составленным им описанием Рославльского монастыря. Это описание монастыря хранится в архиве Смоленской духовной консистории. В нем игумен Илларион говорит следующее о своем монастыре. «В том Рославльском Спасском монастыре имеется церковь Божия деревянная, об одной главе, во имя Преображения Господня, также и колокольня деревянная на вратах входных в монастырь. Настоятельских келий четыре; против которых еще имеются две, из которых в одной Духовное Правление. Монашеских келий две. Все они, — как настоятельские, так и монашеские келий, давнего строения. Трапеза, кухня и амбары деревянные, также давнего строения; за церковью сад яблоневых и вишневых деревьев. Вокруг всего монастыря ограда деревянная — длиною 48 саженей с аршином, поперечнику 33 сажени и один аршин.

Означенный Рославльский монастырь устроен на высоком месте к полю, близ речки Становой. До отписания в ведомство государственной коллегии экономии за монастырем вотчинных крестьян имелось 85 душ. Как именно и в каком году монастырь заведен и устроен, о том знать нипочем, ибо летописей монастырских никаких не имеется. Наперед всего от давних лет было монашествующих, кроме настоятеля, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, простых монахов 5, всего 11; а сейчас 2 иеродиакона и те уже престарелые». Таким образом, из этого описания монастыря видно, что монастырь и в это время клонился уже к падению: из всей братии монастыря упоминаются только два иеродиакона, и те уже престарелые.

Хотя в это время монастырь пользовался вниманием начальства: при нем, как видно из этого же описания, существовало Духовное Правление. Сюда, в Спасский монастырь к обедне 9 февраля 1779 года, между прочим, Духовное Правление приглашало Рославльских соборных прихожан — купцов и мещан, чтобы они прибыли в Спасский монастырь для баллотирования к избранию в собор во священника на место умершего священника Владимира Белавенца (См. книгу Ракочевского, стр.170).

Сам игумен Илларион, по возможности, старался изыскивать средства на содержание монастыря. Так, в 1787 году он в Смоленской казенной палате заключил контракт на двухлетнее арендование экономической мельницы. Но несмотря на все это, монастырь быстро клонился к упадку. Наконец, в конце XVIII столетия, вследствие полной бедности, приказано было совершенно закрыть монастырь, а церковь его обратить в приходскую (история русской иерархии, ч.5, стр.717).

В настоящем XIX столетии, по ходатайству духовного начальства, Рославльский монастырь снова был восстановлен. Для лучшего обеспечения вновь открытого монастыря Высочайшим указом в 1804 году даны были монастырю 32.5 десятины земли подмонастырской слободе и мельница при этой земле. В это время здание монастыря и церковь находились в самом печальном положении. В особенности деревянная церковь, просуществовавшая уже более 150 лет, пришла в совершенную ветхость: стены ее прогнили и продырявились, так что зимой даже снег проникал внутрь церкви сквозь прогнившие ее стены.

При виде такого упадка обители и в особенности храма Божия, благочестивые и ревностные жители города Рославля предложили тогдашнему настоятелю монастыря, строителю иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор добровольных пожертвований на построение нового каменного храма в обители. Граждане города в своей ревности высказывали воздвигнуть в монастыре каменный храм даже наподобие соборного пятиглавого храма. Иеромонах Порфирий обратился с просьбой к епархиальному начальству о разрешении собирать пожертвования на постройку нового храма в монастыре.

Когда было получено это разрешение, сбор добровольных пожертвований начался с успехом. Граждане города с молитвой перед находящейся в монастыре Тихвинской иконой Божией Матери усердно вносили посильные лепты на сооружение нового храма в монастыре. Спустя 5 лет после начала сбора пожертвований, применительно к сумме собранных пожертвований составлен был план предполагаемого к постройке храма, и этот план был представлен на утверждение епархиального начальства. 17 июня 1811 года Преосвященный Серафим подписал грамоты на построение в Рославльском монастыре каменного храма в память Преображения Господня с двумя приделами во имя Святой Троицы и во имя пророка Ильи.

Эта грамота дана была на имя строителя иеромонаха Порфирия и почетнейших граждан города Рославля. По получении означенной грамоты, строитель иеромонах Порфирий и ктитор Иосиф Чепелкин немедленно приступили к построению храма в том же 1811 году. Но бедственная для всей России и особенно опустошительная для Смоленской области война 1812 года с Наполеоном воспрепятствовала и Рославльскому монастырю продолжать начатую постройку храма. Спустя только 7 лет после этой войны, постройка каменного храма в Рославльском монастыре была окончена. Весь храм был построен из кирпича, а крыша его была покрыта гонтом. Освящение храма состоялось в 1819 году. Этот храм существует в монастыре и до настоящего времени.

С построением нового храма для монастыря предстояла еще забота и относительно благоустройства прочих монастырских зданий, которые находились в крайне ветхом виде. Благоприятным случаем для этого послужило между прочим и проведение через Рославль в 1843 году шоссейной дороги из Москвы в Варшаву, когда вообще материальное благосостояние города весьма улучшилось.

Для устройства шоссе потребовалась часть монастырской земли, именно, та часть, на которой стояли: деревянная древняя колокольня, монастырские братские кельи и скотный монастырский двор. Эта часть земли должна была быть уступлена монастырем для проведения по ней шоссейных резервов, за что монастырю и было уплачено из казны 1816 рублей и 61 копейка ассигнациями.

При сломке монастырских построек оказалось, что братские кельи весьма обветшали, перенести и поставить их на другом месте никак нельзя было. Ввиду этого монастырское начальство должно было позаботиться о постройке новых зданий. Но бедность и скудность монастырских средств вынуждали монастырское начальство обратиться за помощью к благотворителям.

Монастырь просил ближайшую помещицу г-жу Бибикову подарить ему принадлежавший ей в деревне Снегиреве (недалеко от Рославля) старый господский дом на слом и снос. Госпожа Бибикова исполнила монастырскую просьбу, и старый Бибиковский дом, в котором в 1812 году французы-грабители угрожали помещику смертью, перевезли по частям в монастырь. Из этого дома в монастыре на каменном фундаменте был устроен двухэтажный корпус для братских келий. В нем помещалось до 16 келий. Этот корпус был поставлен у северной стороны монастырской ограды, там, где около него впоследствии был устроен скотный двор, существующий на том же месте до настоящего времени.

Впрочем этот корпус с братскими келиями существовал недолго: в ночь со 2-го на 3-е мая 1846 года он сгорел вследствие неосторожного обращения с огнем одного из живших в нем. На месте сгоревшего корпуса, на оставшемся от него фундаменте был выстроен вновь деревянный одноэтажный корпус для братских келий, который и существовал на этом месте до 1892 года.

В это же время (в 40-х годах нынешнего столетия) положено было начало новому благоустройству монастыря. Проживавший в то время (в 1848 году) в монастыре в звании бельца до пострижения в монашество, один из состоятельнейших граждан города Рославля П.Н. Ракочевский (по уличному прозванию — Руденок) пожелал на собственные средства обнести монастырь каменной зубчатой стеной. Но он только отчасти выполнил свое намерение; именно, он устроил стену только с трех сторон и поставил на угол этой стены две круглые башни, а третью башню четырехугольную с проездными воротами он поставил на протяжении южной стороны стены, почти у самых келий настоятеля. Под конец своей жизни Ракочевский, оставив монастырь, не окончил постройки стены. Впоследствии эта стена была окончена уже в 50-х годах на добровольные пожертвования частных лиц.

Во время постройки Ракочевским монастырской стены, монастырь получил еще новое пожертвование. Проживавший пред тем в Рославле по делам питейного откупа, Кашинский купец Калинин прислал из Москвы в дар монастырю большой колокол весом 102 пуда 8 фунтов с надписью: «от неизвестного».

В эти же годы около монастыря и на монастырской земле было построено здание духовного училища. С начала открытия духовного училища в 1826 году это училище помещалось в купленном доме Глазова, который находился у торговой площади. Этот дом ветхий и не совсем удобный для жилья, но обещавший выгоды по своему положению у проводимого в то время Московско-Варшавского шоссе, был продан одному приезжему промышленнику. С продажей того дома духовенство позаботилось постройкой нового постоянного здания для духовного училища.

В 1845 году на монастырской земле, налево от святых входных монастырских ворот и было устроено новое каменное одноэтажное здание духовного училища. В последнее время над этим зданием устроен второй этаж деревянный. В этом здании и доселе помещаются классы Рославльского духовного училища. (Монастырская земля окончательно была закреплена за училищем по акту от 3 января 1869 года).

С построением здания духовного училища при монастыре, иногда настоятели монастыря одновременно состояли и смотрителями духовного училища. Так в 40-х, 50-х и 60-х годах нынешнего столетия настоятели монастыря: Феодор (с 1842 по 1855 годы), Аркадий (1855-1863 годы), Анфим 1863-1868 годы) одновременно были и смотрителями Рославльского духовного училища. В 50-годах монастырь по возможности заботился о своем благоустройстве. Но так как собственных средств в монастыре не было в достаточном количестве, то вследствие этого монастырь должен был отправлять некоторых из членов своего братства за сбором добровольных пожертвований на благоустройство монастыря в разные места России. При помощи таких сборов, наконец, была закончена постройка монастырской стены в 1857 году. В 1853 году ветхая гонтовая крыша на церкви была перекрыта вновь железом. При окончании постройки Московско-Варшавского шоссе, строитель этого шоссе А.А. Вонлярлярский в память благополучного окончания подрядных работ заложил и устроил при Рославльском монастыре в юго-западном углу его ограды красивую каменную часовню. Впоследствии на средства доброхотных жертвователей и преимущественно К.Ф. Мек старанием настоятеля Назария к этой часовне был пристроен алтарь, а в самой часовне был поставлен иконостас. После этого в 1872 году это здание, предполагавшее быть часовней, было освящено как церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Со смертью игумена Антония в мае 1888 года монастырь некоторое время оставался без настоятеля. Епархиальное начальство заведование монастырем поручило протоиерею Пятницкой церкви города Рославля о.Алексию Щукину. Временное заведование монастырем протоиерея Щукина продолжалось до мая 1891 года, когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах и эконом архиерейского дома Вонифатий с возведением в сан игумена. При последнем настоящем настоятеле игумене Вонифатии монастырь мало-помалу принимает надлежащее благоустройство.

Так, со времени поступления игумена Вонифатия в монастыре произведены следующие улучшения. В главном монастырском храме приделы во имя Святой Троицы и святого пророка Ильи сделаны теплыми. В 1892 году бывшее полуразрушенное здание у южной стороны монастырской ограды было устроено и приведено в приличный вид. В настоящее время в этом здании помещаются братские келий, кухня и трапезная. Во всем этом здании отопление паровое. В 1893 году устроено здание для церковно-приходской школы, и открыта сама школа. В 1894-1895 годах были устроены: каменная часовня в сельце «Кириллы» в память чудесного спасения Государя Императора Николая II от опасности, угрожавшей ему в Японии. В эти же годы устроены были для монастыря: новая баня и два деревянных дома на монастырской усадьбе, которые в настоящее время отдаются в наймы.

О настоятелях монастыря

В первое время существования монастыря настоятелями в нем были игумены. Но имена бывших настоятелей до нас не сохранились, кроме имени, упомянутого выше, Иллариона Литяги, который управлял монастырем в конце XVIII столетия.

С восстановлением монастыря, с 1804 года настоятели Рославльского монастыря назывались строителями. Иногда по усмотрению епархиального начальства и по заслугам некоторые из настоятелей возводились в сан игумена и архимандрита. С этого времени сохранились имена следующих настоятелей.

Строитель иеромонах Порфирий (Шамшин). При этом настоятеле начал строиться и окончен был в 1819 году каменный монастырский храм, существующий и до настоящего времени.

Строитель иеромонах Лука, управлявший монастырем с 1832 года по 1843 год. При нем в 1839 году вновь была перекрыта крыша на церкви и окрашена.

Строитель иеромонах Феодор (Крыловекии) из окончивших курс Смоленской семинарии. До пострижения в монашество был учителем и инспектором Рославльского духовного училища. В 1842 году из экономов архиерейского дома был переведен смотрителем Рославльского духовного училища, а в 1843 году сделан и настоятелем монастыря. В 1845 году он произведен был в сан игумена, а в 1852 году в сан архимандрита. При нем начала строиться каменная монастырская ограда; в 1853 году при нем была перекрыта крыша церкви вместо гонта железом. Умер архимандрит Феодор в 1855 году от холеры.

После смерти архимандрита Феодора до прибытия нового настоятеля временно управлял монастырем иеромонах Авраамий.

Игумен Аркадий кандидат С.-Петербургской Духовной академии и уроженец Смоленской епархии. Он в ноябре 1855 года был назначен настоятелем монастыря, а также и смотрителем Духовного училища. В 1859 году он был возведен в сан игумена и управлял монастырем до 1863 года.

В конце 1863 года настоятелем монастыря и вместе с этим смотрителем Рославльского духовного училища был назначен иеромонах Анфим, кандидат С.-Петербургской Духовной академии, уроженец Московской епархии. В 1865 году он возведен был в сан игумена и управлял монастырем до ноября месяца 1868 года.

Игумен Назарий. По окончании курсов семинарии, сначала был священником. Овдовев, он принял монашество и был сперва казначеем архиерейского дома, а с ноября 1868 года до декабря 1877 года управлял Рославльским монастырем.

Игумен Порфирий II, по окончании курсов семинарии был диаконом в г.Вязьме. Овдовев, он принял монашество и с декабря 1877 года до мая 1888 года управлял Рославльским монастырем.

Игумен Антоний правил монастырем только 20 дней; он умер в мае 1888 года.

Со смертью игумена Антония заведование монастырем епархиальным начальством было поручено протоиерею Пятницкой церкви г.Рославля о.Алексию Щукину. Протоиерей Щукин заведовал монастырем до 1891 года, а с мая сего года вступил в управление монастырем игумен Вонифатий, который и до настоящего времени управляет монастырем.

Нынешний вид монастыря: его храмы, часовни, школа, здания и угодья, принадлежащие монастырю, нынешний состав монастыря

В настоящее время Рославльский монастырь огражден вокруг каменной, сделанной из кирпича, стеной. Эта стена-ограда почти непрерывно простирается с восточной и западной сторон на 50 сажень, а с северной и южной на 52 сажени; вышиной ограда в 5, а местами 5,5-6 аршин. На углах этих оград устроены башни: одна круглая, двухэтажная на северо-восточном углу ограды; другая башня также круглая находится на юго-восточном углу ограды. В настоящее время к этой башне примыкает корпус с братскими кельями. Третья башня четырехугольная находится по середине южной стороны ограды. Первоначально эта башня была устроена с проездными воротами, но в настоящее время она обращена в жилое помещение; в ней помещаются келий казначея монастыря.

Через ограду в монастырь ведут двое ворот. Одни ворота находятся на восточной стороне ограды и служат для прохода и проезда из монастыря на монастырский огород, лежащий за оградой. Другие главные ворота, так называемые — «Святые» находятся на западной стороне ограды. Вход в эти ворота идет с Московско-Варшавского шоссе. Над этими воротами и по сторонам этих ворот сделаны святые изображения: с правой стороны над входом в находящуюся здесь часовню изображение Спаса Нерукотворенного Образа, с левой стороны — вверху — изображение чудесного взятия пророка Ильи на Небо, а с левой же стороны — в нише — изображение преподобного Тихона Калужского, Сергия Радонежского и Авраамия Смоленского. В своде, который устроен над воротами, сделано изображение Господа благословляющего, а над самим входом изображение иконы Одигитрии, пред которой ночью всегда горит лампада.

Внутри монастырской, ограды прямо против входа во святые ворота ограды, расположен главный храм монастыря во имя Преображения Господня. Этот храм каменный, по форме четырехугольный с полукруглым выступом для алтаря; он имеет пять куполов с пятью главами и таким же количеством крестов. На западной части храма устроена колокольня вышиной от основания здания до креста 16 саженей. По сторонам колокольни на западной стене расположены 6 небольших цилиндрических возвышений, увенчанных крестами. С северной и южной стороны стен храма пристроены в линию стен крытые галереи с крыльцами. С западной стороны при входе в церковь устроено деревянное крыльцо с четырьмя деревянными колоннами, покрытое железом. Всех входов в церковь 5.

В этом храме три придела. Главный придел в память Преображения Господня занимает восточную половину храма; этот придел холодный. В западной половине храма устроены два придела: один с правой стороны — во имя Святой Троицы и другой на левой стороне — во имя святого пророка Ильи. Это отделение храма теплое; печи в нем устроены в 1891 году.

На колокольне при этом храме находятся 6 колоколов: большой весом 102 пуда и 8 фунтов, пожертвованный Калининым; два средних колокола: один весом 31 пуд 25 фунтов и другой, прежде разбитый, но теперь спаянный при помощи электричества в мастерских Рославльской железнодорожной станции, весом 22 пуда; три малых колокола: один весом 2 пуда, другой весом 1 пуд 30 фунтов и третий весом 32 фунта.

В этом храме находятся глубоко почитаемые гражданами города Рославля и другими богомольцами иконы: Тихвинская икона Божией Матери и великомученицы Варвары. Тихвинская икона Божией Матери помещается под особой сенью, которая стоит за правым клиросом главного придела. На этой иконе сребро-позлащенная риза весом 9 фунтов, украшенная по местам стразами и цветными камнями. Другая чтимая икона великомученицы Варвары также помещается под особо устроенной сенью, которая стоит за левым клиросом главного удела. На этой иконе риза сребро-позлащенная, весом 5 фунтов 12,5 золотников.

В ризнице этого храма хранится древнее Евангелие, напечатанное в 1654 году. Это Евангелие в полулист, обложено зеленым бархатом, с 5-ю изображениями из тонкого листового серебра.

В дни храмовых праздников: в день Святой Троицы, 20 июля и 6 августа в монастырский храм приходят крестные ходы из городского собора с участием всего городского духовенства.

Другой монастырский храм посвящен святому князю Александру Невскому. Этот храм устроен из часовни, построенной А.А. Вонлярлярским в 1857 году. Находится он вправо от входных святых ворот монастырской ограды в юго-западном углу. Храм этот каменный, длиной 15 аршин, а шириной 7,5 аршин; на нем 5 вызолоченных железных крестов: один на куполе самой церкви, а остальные четыре на четырех кирпичных тумбах, поставленных на 4-х углах вокруг купола. Вход в этот храм со стороны Московско-Варшавской шоссейной дороги. Перед входной дверью в этот храм устроено деревянное крыльцо с окнами, покрытое железом.

В этом храме по правую сторону царских врат на месте южных врат алтаря помещена икона храмового праздника святого благоверного князя Александра Невского, писанная на полотне, художественной академической работы.

Монастырю принадлежат две часовни. Одна часовня находится у главных входных святых ворот монастырской стены с правой стороны. В этой часовне на стенах размещены следующие иконы: Тихвинская икона Богоматери, образ Спасителя благословляющего и образ Одигитрии.

Другая часовня, принадлежащая монастырю, находится в трех верстах от города при деревне «Кириллы». Эта часовня построена на монастырской земле при реке Остре на месте прежней ветхой. Она построена при игумене Вонифатие в 1893 году в память спасения Его Императорского Величества Государя Императора Николая II от угрожавшей ему в 1891 году 29 апреля в Японии в городе Отсу опасности.

Освящена эта часовня Преосвяшеннейшим епископом Гурием 29 апреля 1895 года. Часовня каменная о 5 окнах; покрыта железом и имеет входные железные решетчатые двери. У передней стены часовни находится ясеневый иконостас, в котором помещены следующие иконы: посредине иконостаса поставлена ме-стно чтимая икона святителя Николая в серебряной ризе. С правой стороны этой иконы поставлены изображения святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских и Целителя Великомученика Пантелеймона; с левой стороны находится изображение святого благоверного князя Александра Невского и многострадального Иова.

Здесь же в часовне хранится и древняя икона святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, бывшая прежней старой часовней. Посреди часовни устроен колодезь. В эту часовню ежегодно бывает крестный ход в день освящения часовни и воспоминаемого события, спасения Государя Императора от опасности, 29 апреля. Здесь совершается в этот день молебное пение перед иконой святителя Николая и водоосвящение над колодцем. Большое стечение богомольцев в эту часовню бывает еще 2 мая, когда празднуется память св. Афанасия, иконное изображение которого издавна находится на этом месте.

Недалеко от этой часовни на верху высокого берега, который здесь круто поднимается от реки Остра, находится здание монастырской церковно-приходской школы. Здание построено в 1893 году; оно деревянное, на каменном фундаменте. Здание разделяется на две половины: в одной половине помещается школа, а в другой половине квартира учителя; между этими двумя половинами в сенях устроена комната для сторожа. Здание школы освящено 10 октября 1893 года, и с этого дня началось в ней обучение детей. В 1897 году обучалось в школе 56 детей — мальчиков и девочек. Законоучителем школы состоит священник Духово-Николаевской церкви г.Рославля о.Павел Ширяев. Учителем школы состоит окончивший курс Смоленской Духовной семинарии Павел Белкин.

Монастырю принадлежат несколько зданий, которые находятся как внутри монастырской ограды, так и вне ее. В ограде монастыря, во-первых, при входе в святые монастырские ворота с левой внутренней стороны ворот находится каменный одноэтажный дом, построенный в 1895 году на месте прежней ветхой деревянной избы.

Этот дом предназначен для помещения в нем келий просфорника, просфорной, комнаты для сторожа и особой комнаты для приюта богомольцев, приходящих в зимнее время и в непогоду к церковной службе в монастырь. Во-вторых, по правую сторону от главного храма и впереди храма во имя Александра Невского у южной стороны стены находится каменное здание с крыльцом — кельи настоятеля монастыря.

Далее, по линии южной стороны монастырской стены в бывшем здании башни устроены кельи казначея монастыря. Еще далее по той же прямой линии устроен двухэтажный корпус для братских келий. Этот корпус заново переделан и приведен в надлежащий вид в 1892 году заботами игумена Вонифатия. Нижний этаж этого корпуса каменный, а верхний этаж деревянный. Отопление в этом корпусе устроено паровое. В нем устроено 23 помещения для братских келий, а в нижнем этаже здания помещается братская трапеза с кухней.

Трапезная комната имеет вполне благоустроенный вид. Стены ее увешаны священными изображениями в рамах. Эти изображения написаны масляными красками на полотне. На передней стене трапезной комнаты помещено изображение Деисуса, на стене с правой стороны висят изображения Покрова Пресвятой Богородицы и чудесного насыщения Иисусом Христом людей хлебами; на стене с левой стороны висят изображения преподобных Марка и Серапиона и изображение явления Иисуса Христа по воскресении ученикам при море Тивериадском.

Кроме этих зданий, в монастырской ограде помещается также монастырский скотный двор; он примыкает к северной стороне монастырской ограды. В этом месте каменная стена прерывается и часть ее занята постройками скотного двора. К скотному двору примыкает деревянный флигель на каменном фундаменте с надворными при нем службами для помещения рабочих и для монастырского хозяйства.

Вне монастырской ограды на монастырском огороде устроена деревянная баня, в 1895 году. На пустопорожней монастырской земле, которая находится против монастыря по другую сторону Московско-Варшавского шоссе, в последнее время в 1894 году устроен деревянный дом на каменном фундаменте, крытый железом. Этот дом сдается в аренду. В нынешнем 1897 году устроен вблизи этого дома другой дом, который также сдан в аренду. На этой же пустопорожней земле находятся две ветхие избы, также сдающиеся в наймы.

Всей земли в разных местах за монастырем числится 112 десятин 1722 кв.сажени. Монастырские земельные угодья распределяются так. Во-первых, усадебной земли под монастырем по генеральному плану числится 7 дес. 907 кв.саж., из коих 1 дес. 1200 кв.саж. отошли под Московско-Варшавское шоссе в 1846 году. Из усадебной земли монастырской также часть этой земли уступлена под Духовное училище, в количестве 558 кв.саженей. Остальная часть усадебной монастырской земли распределяется так: под церковью и кладбищем 826 кв.саж.; подсадом, который прилегает к кладбищу — 400 саж.; под бывшими братскими кельями со двором 328 саж.; под корпусом с братскими кельями и кельей настоятеля 186 саж.; под площадкой между церковью, училищем и кельей настоятеля 378 саж.; под огородом вне монастырской ограды 1 дес. 96 саж.; под озером в огороде 660 саж.; под косогорами, идущими от келий к озеру 2396 саж.; под речкой Становкой 72 саж.; и, наконец, по другую сторону Московско-Варшавского шоссе пустопорожней земли 2 дес. 1020 саж. На этой земле, как сказано выше, в настоящее время выстроены монастырем дома, отдающиеся в аренду.

Во-вторых, пустопорожнее огородное место, находящееся в г.Рославле на Заречьи, на Зареченской улице. Это место по улице шириной 19 саж.; длиной 48 саж. и при спуске к озеру 13 саж. поступило в собственность монастыря по духовному завещанию от жены прапорщика Татьяны Цикуновой и сдается в аренду.

В-третьих, в 1 вер. от монастыря при реке Становке мельница Чернецкая и при ней земли пахотной и сенокосной 32 дес. Эта земля была отмежевана монастырю по постановлению Смоленского губернского правления от крестьян государственных имуществ подмонастырской слободки. Но из этой земли в разное время и разными лицами присвоено до 2 дес. 850 саж.; так что за монастырем остается собственно земли только около 30 дес. При мельнице в 1849 и 1850-м годах устроено две избы. Мельница и земля сдаются в аренду.

В-четвертых, в 3-х верстах от города при селе Кириллы земли пустопорожней 2 дес. 820 саж.; часть земли заросла соснами. Эта земля подарена монастырю почетной гражданкой Анной Дмитриевной Сорокиной. На этой земле устроена в настоящее время часовня и здание школы, о чем было сказано выше.

В-пятых, в 5 верстах от города по Смоленскому шоссе близ села Козлова при реке Остре пустопорожней земли с сенокосными лугами 1 дес. 1200 саж. Эта земля поступила в монастырь в 1849 году по духовному завещанию жены капитана Евфросинии Антоновны Бибиковой. В-шестых, 70 дес. лесной дачи, состоящей из дровяного леса. Эта дача находится в 18 верстах от г.Рославля по Смоленской шоссейной дороге, около села Терешка и близ станции Крапивна, Орловско-Рижской железной дороги. Из этих 70 дес. — 40 дес. пожертвовано монастырю по духовному завещанию Евдокией Стефановной Тур-чановичей, а остальные 30 дес. пожертвованы Рославльским мещанином Даниилом Васильевичем Беликовым.

В настоящее время (в 1897 году) состав монастыря такой: настоятель — игумен Вонифатий, 5 иеромонахов, 1 вдовый заштатный священник из белого духовенства, 1 иеродиакон, послушников и рабочих от 4 до 5 человек.

Прибавление к историческим сведениям о Рославльском Спасо-Преображенском монастыре

Протоиерей Пятницкой церкви г.Рославля Алексей Щукин, как человек прослуживший в этом городе около 45 лет, знающий хорошо материальный быт местного Спасского монастыря, видевший деятельность многих настоятелей и, наконец, сам, некоторое время по распоряжению епархиального начальства, управлявший этим монастырем, по прочтению напечатанных на страницах наших Епархиальных Ведомостей сведений о монастыре, нашел в них некоторый пробел, и именно относительно деятельности современных ему настоятелей по благоустройству обители, и потому просил Редакцию к прежде напечатанному в номере 15 Епархиальных Ведомостей присовокупить нижеследующие сведения: При настоятеле монастыря, архимандрите Феодоре, который был вместе и смотрителем Духовного училища, устроено было при монастыре каменное здание для Духовного училища, и приобретено значительное количество земли, известной под названием Монастырской лесной дачи, находящейся при селении Крапивне в Рославльском уезде; при игумене Аркадии, бывшем также смотрителем училища, сооружен был нижний каменный этаж громадного монастырского корпуса на средства, изысканные настоятелем независимо от монастырских сумм, так как здание это предназначалось не для монастырского, а для училищного общежития; при игумене Анфиме сооружен был второй деревянный этаж на этом самом корпусе, и сделана была на нем железная крыша.

Такие крупные сооружения и приобретения, замечает о.Протоиерей, совершенные во время управления монастырем помянутых настоятелей и, при том, не при изобилии денежных средств в обители, а во время ее скудости, когда братии монастыря приходилось добывать жизненные средства делающие своими руками, т.е. занимаясь сельским хозяйством на своей земле и упражняясь в плинфоделании на своем кирпичном заводе, — при таких условиях произведенные громадные сооружения заслуживают того, чтобы о них было упомянуто в летописях монастыря. В сооруженном каменном здании при архимандрите Феодоре помещалось прежде и помещается теперь Духовное училище, а приобретенным при нем земельным участком пользовалась и продолжает пользоваться святая обитель; на сооруженный большой двухэтажный корпус при игуменах Аркадии и Анфиме указываемо было со стороны Св.Синода, как на более удобное помещение для училищного общежития, чем в каком оно помещалось прежде и помещается доселе; в этом корпусе помещались воины, состоявшие на попечении уездного Отделения Красного Креста, после Турецкой войны; в последнее время в этом корпусе, после произведенного в нем ремонта теперешним настоятелем, помещается братия монастыря.

Заведовавшим (около трех лет) монастырем, протоиереем Алексеем Щукиным: сооружен и ремонтирован настоятельский корпус; устроены новые полы в придельной теплой церкви и в Александро-Невской церкви, и ремонтированы все храмы внутри и снаружи; сооружен и поставлен на настоящей церкви железно-позлащенный крест; исправлены и окрашены железные крыши на церкви и настоятельском корпусе; возобновлена обветшавшая сребро-позлащенная риза на местно чтимой иконе Тихвинской Божией Матери с добавлением к ней нового серебра и возобновлены позолотой киот и сень над той иконой; устроен при этом новый позлащенный киот с такой же сенью для иконы Святой Великомученицы Варвары, и для этого дела изысканы были особые средства независимо от монастырских денежных сумм; реставрирован старый братский корпус с разными службами при нем; устроена деревянная ограда вокруг всей монастырской огородной земли, на расстояние более 200 саж.; разрешено судебным порядком тяжебное дело о лесной монастырской даче, оспариваемой дворянином Козаковым; составлен и представлен епархиальному начальству проект с планом и сметой на реставрирование большого монастырского корпуса и испрошено разрешение на возобновление надворных построек монастырских, и, наконец, передан теперешнему отцу настоятелю от заведовавшего монастырем денежный капитал в значительном количестве.

Нельзя молчанием пройти также и времени управления монастырем о.игуменом Порфирием (ныне архимандрит Смоленского Троицкого монастыря), по вниманию к тому, что он во все время своего настоятельства собрал в пользу монастыря значительные денежные суммы, которые преемником его и дали возможность к благоустройству обители. Вместе с этим в летописи монастыря необходимо упомянуть еще об усердном монастырском деятеле, бывшем долгое время казначеем монастыря, иеромонахе Исаакии, который не только содействовал свои трудом благоустроению обители при жизни своей, но и оставил, по смерти, значительный капитал свой в пользу монастыря.

Кроме этого, летописцу говорит отец протоиерей, следовало бы помянуть добрым словом и приснопамятного раба Божия Александра Максимовича Борисова, инженер-полковника, который постоянно принимал самое живое и деятельное участие во всех монастырских постройках и тем избавлял обитель от излишних расходов по части составления проектов, планов и смет, а также и по части наблюдения за постройками.

В заключение, в летописи монастыря следовало бы упомянуть и об усердном отношении к обители со стороны, так называемого, привокзального народонаселения и в особенности со стороны лиц, состоящих на службе при железнодорожных мастерских, находящихся при станции г.Рославля, которые много способствовали благоустроению и благосостоянию обители своими посильными жертвами и личными трудами.

Из сказанного о.протоиереем Щукиным видно, что о благосостоянии монастыря усердно заботились многие и из прежних настоятелей, и если они не могли многого для него сделать, то потому, что в их руках не было таких готовых средств, какие перешли от них в распоряжение нынешнего настоятеля о.Вонифатия.
«Смоленские Епархиальные Ведомости», 1897 год.